Масла для садовой техники (часть 2)

Мы уже рассказывали о маслах для двухтактных двигателей (см. статью «Масла для садовой техники (часть 1)»). Судя по полученным откликам, статья оказалась злободневной. Так что продолжаем, но на сей раз поговорим о четырехтактных моторах, а также о технике, на которую их устанавливают.

Взять, к примеру, «среднестатистический» сарай рачительного деревенского жителя. Что в нем реально обнаружить из садовой техники? Почти наверняка — бензопилу, а может быть, еще и электрическую (стоит недорого, в эксплуатации куда проще, так что «быстренько попилить чего-нибудь на участке» — в самый раз). С высокой долей вероятности — культиватор или мотоблок, мотокосу того или иного вида. У наиболее хозяйственных и склонных к эстетизму может «заваляться» еще и газонокосилка. Ну и плюс всевозможный садовый инвентарь — пилы, топоры, лопаты и прочие грабли. У некоторых и снегоуборщик или мини-трактор сыщется, но это пока еще относительная редкость. Впрочем, в плане ухода трактор мало отличается от культиватора — все равно как слон против коня: ест то же самое, только мыть дольше.

масло
И весь этот «арсенал» надо поддерживать в состоянии «полной боевой готовности» в любое время года. А поскольку большинство машин — сезонные, то и сроки бездействия исчисляются месяцами, тут уже надо задумываться не столько о хранении, сколько о консервации. Да и в разгар сезона вопросов не меньше, просто они другие.

Как правильно эксплуатировать? Что нужно лить в двигатель или прочие обслуживаемые узлы, а что лить категорически не стоит? Почему нельзя использовать отработку, она же «на вид совсем как новое масло, только потемнела, ну а стружку я через старые колготки отфильтрую»? Кстати… приверженцам подобной философии дадим один совет, и утруждать себя дальнейшим чтением им не придется. Лейте что угодно — специалисты сервисных центров будут очень рады помочь вам в последующем капитальном ремонте. Что называется, «любой каприз за ваши деньги».

А платить придется именно вам, потому что, к примеру, нехватка или несвоевременная замена масла оставляет явные следы, очевидные каждому мало-мальски опытному мастеру. Более того, специалистов и учат первым делом искать именно их, чтобы аргументированно доказать, что это не техника —барахло, а хозяин инструкцию не то что не читал, но даже из коробки ни разуне доставал. В общем, лейте хоть трансмиссионку в топливную смесь для бензопилы, хоть отработку для смазки цепи, но учтите, что предъявлять претензии придется зеркалу.

Тем, кто все же прислушивается к рекомендациям производителей техники, попробуем рассказать, какие ГСМ могут быть полезны в хозяйстве.

ДВИГАТЕЛИ
Как ни крути, а первым делом речь пойдет именно о моторах. Ничего удивительного — в газонокосилке, например, именно мотор считается самым сложным с технической точки зрения и требовательным к обслуживанию узлом.

На газонокосилках и культиваторах используют обычно четырехтактные моторы воздушного охлаждения. Отличие от моторов жидкостного охлаждения заключается как раз в способе отвода тепла от горячих поверхностей. При жидкостном охлаждении номинальная температура ОЖ (охлаждающей жидкости) постоянна на всех режимах работы исправного двигателя и равняется примерно 90 градусам по Цельсию.

При воздушном охлаждении тепло отводится потоком воздуха, причем с ростом нагрузки его температура в пристеночном слое также возрастает, в результате чего температура на рабочих поверхностях цилиндра и камеры сгорания растет более интенсивно. Так, на поверхности зеркала цилиндра 4Т-двигателя воздушного охлаждения она может достигать, по разным данным, от 200 до 400 °С, тогда как для двигателя водяного охлаждения обычно не превышает 150–160 °С. Температура масла в двигателе воздушного охлаждения достигает 150 °С, жидкостного — не более 100 °С. Это сказывается на сроке службы как двигателя, так и масла. Ресурс двигателя с воздушным охлаждением ниже более чем вдвое. Срок службы (замены) масла в таких двигателях также значительно меньше: обычно 20–25 часов до замены с начала эксплуатации нового двигателя (так называемая обкатка) и от 50 до 100 часов до замены при эксплуатации обкатанного двигателя.

Если проводить аналогию с автомобилем, то 1 моточас эквивалентен примерно 40 км пробега, соответственно 25 моточасов — это 1000 км пробега. Если сравнивать со сроками замены масла для 4Т-моторов жидкостного охлаждения, то видно, что у «воздушников» масло приходится менять как минимум в два раза чаще.

Специалисты разных компаний-производителей масел расходятся во мнениях относительно возможности использования автомобильных моторных масел в двигателях садовой техники. Одни считают, что это может причинить ущерб мотору, другие полагают, что если есть рекомендации производителя масла или самой техники, допускающие подобное применение, то пользоваться можно. В принципе одно другому не противоречит — во втором случае у пользователя есть кому предъявить претензии, если техника выйдет из строя. Но мы рекомендовали бы опираться в принятии решения в основном на рекомендации производителя техники, ибо именно его сервисный центр будет решать, относится ли случай к гарантийным.

КЛАССИФИКАЦИЯ МАСЕЛ. СТАНДАРТЫ И ТРЕБОВАНИЯ
В настоящее время сложился достаточно обширный рынок смазочных материалов для мини-техники. В России масла для четырехтактных двигателей выпускают компании Лукойл, ТНК-BP, «Нанотехнологии». Многие зарубежные производители выпускают масла для садовой техники, например Motul, Esso, Texaco, Shell, Mobil, и др. Ассортимент масел представлен минеральными, полусинтетическими и синтетическими.

Как было сказано выше, к маслам для мини-техники (назовем их 4Т-масла, чтобы не путать с предназначенными для 2-тактных двигателей) предъявляются специальные требования из-за особенностей их конструкции и эксплуатации двигателя. Вот основные из них:

1. Характер эксплуатации мини-техники отличается тем, что нагрузка на двигатель может резко меняться от минимальной до максимальной за очень короткий промежуток времени. Для предотвращения натиров, задиров и схватывания масло должно обладать необходимыми противозадирными свойствами и в то же время обеспечивать минимальный износ двигателя. Кроме того, вязкостные характеристики 4Т-масла обязаны гарантировать его быструю подачу в зону смазывания.

2. Двигатель воздушного охлаждения по сравнению с двигателем водяного охлаждения является более теплонапряженным при прочих равных условиях, поэтому одно из важнейших требований к маслу — низкая испаряемость и высокая термоокислительная стабильность.

3. Поскольку мототехника эксплуатируется в основном в садово-парковой зоне, для современных масел важна и экологическая безопасность, что проявляется в жестких требованиях к ограничению дымности и токсичности выхлопных газов. Что касается утилизации отработанного масла, то чаще всего его попросту сжигают в котлах, парогенераторах и т. д. В связи с этим одно из требований к 4Т-маслам: они не должны содержать компоненты, образующие токсичные соединения при сжигании. Отметим, что в оценке последнего требования специалисты расходятся во мнениях — далеко не все считают его действительно важным.

ХАРАКТЕРИСТИКИ 4Т-МАСЕЛ, КАТЕГОРИИ И ТРЕБОВАНИЯ СТАНДАРТОВ
Несмотря на существенные различия в конструкции четырехтактных двигателей с воздушным и водяным охлаждением, до сих пор специалисты не выработали единого требования к маслам для моторов именно воздушного охлаждения. Следовательно, не существует и стандартов, которые бы регламентировали порядок разработки и необходимые требования для данной группы масел. Есть общие критерии оценки качества, основанные на опыте эксплуатации техники с четырехтактными двигателями. Вот они:

— смазывающие свойства;
— задирный износ;
— пригорание колец;
— моющие свойства;
— образование отложений, нагара, лаков;
— экологические свойства;
— токсичность выхлопных газов;
— дымообразование.

Классификация 4Т-масел по вязкости (SAE) и по уровню качества (API) такая же, как и в отношении масел для автотракторной техники, при этом производитель подчеркивает, что данная марка масла пригодна для использования в четырехтактныхдвигателях воздушного охлаждения. Вязкость, как правило, соответствует классам SAE 30 и SAE 40, наибольшее распространение получили масла с классом вязкости SAE 30.

Эксплуатационные категории 4Т-масел определяются по стандартам API: SF, SG, SH, SJ, SL и SM. Учтите, что категории SF, SG, SH, SJ считаются устаревшими, хотя на рынке до сих пор продается немало масел из этой эксплуатационной группы. В то же время некоторые специалисты придерживаются мнения, что для садовой техники вполне достаточно масел категорий SF, SG, а устаревшими их можно считать только применительно к моторам автомобилей.

Масла категорий SL и SM — современные и в полной мере удовлетворяют требованиям, соответствующим условиям эксплуатации 4Т-двигателей. Это масла высшей категории качества. Если производитель рекомендует их к применению в 4Т-двигателях воздушного охлаждения, значит, при разработке данных марок масел были учтены особенности эксплуатации двигателей, в первую очередь требования к термоокислительной стабильности. К таким маслам можно отнести продукцию Liqui Moli — они содержат маслорастворимые соединения молибдена, что обеспечивает им исключительно высокие характеристики (термоокислительную стабильность, смазочные свойства) при высоких температурах и длительной максимальной нагрузке на двигатель.

Широкий выбор продуктов именно для садовой техники предлагает компания Motul. Для техники с четырехтактными двигателями разработаны три вида масел. Моторное на минеральной основе Motul Garden 4T SAE 15W-40 соответствует стандартам API SF/CD и предназначено для бензиновых и дизельных двигателей косилок, триммеров и другой легкой садовой техники, в том числе оборудованной нейтрализатором отработавших газов и турбонаддувом. Отметим, что продукты класса вязкости SAE 15W-40 рекомендует к применению большинство производителей садовой техники с четырехтактными двигателями. Масло обладает хорошими низкотемпературными свойствами (температура застывания минус 30 ?С), что позволяет без труда завести двигатель снегоуборщика или генератора, а также защитными и антикоррозионными свойствами при сезонном хранении.

Масло Motul Garden 4T SAE 10W-30 Technosynthese соответствует стандартам API SJ-SH/ CF и рекомендуется для современных двигателей, произведенных по самым совершенным технологиям (техника с такими двигателями, как правило, не бывает дешевой), в том числе с нейтрализатором отработавших газов и турбонаддувом. Оно обеспечивает надежную защиту от износов, обладает мощными антикоррозионными свойствами, что особенно важно при сезонном хранении техники, обеспечивает легкий запуск двигателя при низких температурах. Исходя из свойств этого масла и его стоимости наиболее эффективно его применение для двигателей мини-тракторов.

Третье четырехтактное масло — сезонное. Motul Garden 4T SAE 30 сделано на минеральной основе, соответствует стандартам API SG/CD. Оно предназначено для техники, которая эксплуатируется преимущественно летом. Такое масло применяется в системе смазки бензиновых и дизельных двигателей, в том числе с нейтрализаторами, и обеспечивает чистоту рабочих поверхностей двигателя и защиту от коррозии при сезонном хранении.

Из российских производителей 4Т-масел для двигателей воздушного охлаждения стоит отметить продукцию компании «Нанотехнологии» (Санкт-Петербург). Компания в 2008 году начала производство специальной серии молибденированных масел для 4Т-двигателей воздушного охлаждения (серия 4ТD). Они разработаны для применения в бензиновых и дизельных двигателях воздушногоохлаждения малой техники. Основа — высокоочищенные минеральные и синтетические полиальфаолефиновые масла, специальный пакет присадок, обеспечивающий защиту против образования отложений на поршне и в картере двигателя, закоксовывания колец, снижения энергопотребления. Масла обладают высокой термоокислительной стабильностью, а для улучшения эксплуатационных характеристик содержат маслорастворимые соединения молибдена, предохраняющие детали двигателя от износа при экстремальных нагрузках и высокой температуре. Производитель рекомендует масла серии 4ТD для систем смазки четырехтактных двигателей воздушного охлаждения, бензиновых и дизельных, в том числе с умеренным наддувом — это садовые тракторы, газонокосилки, культиваторы, снегоочистители, снегоходы, приводы мотопомп, небольшие двигатели холодильников и кондиционеров, электрогенераторов и др.

Для примера приводим таблицу с характеристиками масел разных типов. Из ее данных видно, в чем именно проявляются отличия.

ТИПИЧНЫЕ ФИЗИЧЕСКИЕ И ХИМИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ДВУХТАКТНЫХ МАСЕЛ
Показатели качества Значения
Кинематическая вязкость: при 40 оС, мм2 34,2–121
Кинематическая вязкость: при 100 оС, мм2 6,1–12,2
Индекс вязкости 90–128
Щелочное число, мг КОН/г 0,5–6,5
Сульфатная зольность, % массы 0,005–0,2
Коксование, % массы 0,19–0,35
Температура вспышки, оС 70–250

« НЕ МАСЛОМ ЕДИНЫМ…»
Моторное масло — это самая многочисленная группа смазочных материалов, необходимых для нормальной работы и хранения садовой техники. И хотя в сложных машинах есть и другие узлы, нуждающиеся в смазке, производители стараются сконструировать их так, чтобы замена смазки и прочее обслуживание проводил не владелец техники, а специализированные сервисные центры.

Взять, например, редуктор культиватора — в нем всегда есть смазка, как правило, из группы трансмиссионных масел. Но даже если редуктор разборный и обслуживаемый, это не означает, что владелец должен сам регулярно менять это масло. Нет, такая конструкция выбрана для удобства обслуживания в сервисе. Впрочем, это и самому владельцу выгодно: обслуживать машину проще, соответственно, и стоимость этой процедуры ниже.

Получается, что, кроме масла, больше ничего не нужно? Точный ответ на этот вопрос может звучать примерно так: однозначной необходимости в каких-либо еще смазках нет, но пригодиться может многое. То есть вы не обязаны покупать какие-нибудь аэрозоли, техника будет работать и без них, но несомненную пользу они принесут.

масло
Приведем несколько примеров. Первый, и самый, пожалуй, известный, — это знаменитая «вэдэшка», то есть препарат WD-40. Разработанный более 50 лет назад, он до сих пор известен всем «технарям», занимающимся ремонтом и обслуживанием автомобилей и прочей моторной техники. Применений ему — множество, от обслуживания ручного слесарного инструмента до сложного промышленного оборудования на производстве. Основная особенность состава — высокая адгезия (прилипание) к поверхности любого материала. По этому показателю он превосходит многие вещества (в том числе и воду), вытесняя их и создавая устойчивую защитную пленку. Иными словами, можно обрабатывать даже мокрые детали — уже присутствующая влага не создаст проблем. Активные компоненты проникают под слой воды/ грязи, через ржавчину, в труднодоступные места и образуют на материале влагозащитный и электрически непроницаемый барьер. Впрочем, под последним понимается не прочный изоляционный слой, а жидкая непроводящая поверхность, не способная препятствовать электрическому току в местах контакта деталей. Есть ли толк от такой изоляции? Есть. Типичный пример — высоковольтные провода системы зажигания. Заполняя микротрещины и попутно вытесняя из них влагу, состав возвращает ей работоспособность. Да и антиокислительные свойства от этого выигрывают. Замечательная способность выталкивать с поверхности влагу пригодится при обработке садового инструмента, техники и средств малой механизации как во время эксплуатации, так и в период зимнего хранения. Особенно актуальна защита от коррозии и смазывание при уходе за режущими узлами газонных механизмов (они постоянно подвергаются увлажнению агрессивным соком травы) и различными парами, рискующими потерять подвижность (например, резьбовые соединения, личинки замков, шарниры секаторов).

масло
WD-40 — несомненный долгожитель среди аэрозольных смазок. Но не единственный. В качестве примера — линейка аэрозольных смазок Patriot Garden. Их несколько, с разными основами. Силиконовая пригодится для ухода за резиновыми и пластиковыми деталями, используется как консервирующее и влагоотталкивающее средство. Кстати, она же применяется автолюбителями для смазки уплотнителей дверей и люков перед зимой. Литиевая уменьшает трение и износ при контакте металл–металл и металл–пластик, будет полезна для периодической обработки тросиков управления газонокосилками, культиваторами и т. д. Примерно для тех же целей пригодится и графитовая аэрозольная смазка. Собственно, литиевая и графитовая, по сути, аналоги привычных литиевой и графитовой смазок, выпускаемых в тубах в виде пасты, но в аэрозольной форме.

Есть у Patriot Garden и специальный состав — растворитель ржавчины. Может оказаться весьма полезен для разбора закисших резьбовых соединений, как и упомянутая выше WD-40. Кстати… будете смеяться, но для растворения ржавчины подойдут «Кока-кола» и «Пепси-кола», благодаря содержащейся в них ортофосфорной кислоте. Конечно, есть и более эффективные препараты, но зато упомянутые продукты пищевой промышленности без проблем купишь в любой деревне.

 

масло

Масла для садовой техники (часть 1)

Просмотров: 9285

Автор: Михайловский Максим Петрович

Дата: Четверг, 02 Декабря 2010

Обратите внимание на следующие товары:

Масло двухтактное Champion (0.1л, JASO FC/TC)
Купить Купить
Масло двухтактное Champion (0.1л, JASO FC/TC)

Масло двухтактное Champion (0.1л, JASO FC/TC) Минеральное масло превосходного качества, изготовленное специально для высокоскоростных двухтактных двигателей с воздушным охлаждением. В процессе производства присадки CHAMPION «2-STROKE OIL» смешиваются высококачественное базовое масло и специальные высококонцентрированные присадки. «2-STROKE OIL» соответствует высоким стандартам качества масел API TC-3. Присадка совместима со спиртосодержащими бензинами.
70 грн
+доставка
Масло для 2-х тактных двигателей Al-Ko SAE 30; API TC (1 л)
Купить Купить
Масло для 2-х тактных двигателей Al-Ko SAE 30; API TC (1 л)

(арт. 100102) Масло моторное полусинтетическое на гидрокрекинговой основе SAE 30, API TC для 2-тактных двигателей, канистра 1л
250 грн
+доставка
Масло для 2-х тактных двигателей Oleo-Mac Prosint 2T (1 л)
Купить Купить
Масло для 2-х тактных двигателей Oleo-Mac Prosint 2T (1 л)

Производитель Oleo-Mac, Тип двигателя 2-х тактный, Тип масла 2%, Емкость упаковки 1 литр
300 грн
+доставка
Масло для 2-х тактных двигателей Oleo-Mac Prosint2 2T (1 л, с дозатором)
Купить Купить
Масло для 2-х тактных двигателей Oleo-Mac Prosint2 2T (1 л, с дозатором)

Производитель Oleo-Mac, Тип двигателя 2-х тактный, Тип масла 2%, Емкость упаковки 1 литр, с дозатором
350 грн
+доставка
Масло для 4-х тактный двигателей MOL Dynamic Garden 4T 10W-30 (0.6 л)
Купить Купить
Масло для 4-х тактный двигателей MOL Dynamic Garden 4T 10W-30 (0.6 л)

SAE 10W-30 ACEA A3/B3-04 API SL/CF: Кинематическая вязкость при 100°C [мм2/с] 12,8, Кинематическая вязкость при 40°C [мм2/с] 117,0, Густота при 15°C [г/см3] 0,891, Температура застывания [°C] -24, Упаковка: 0,6 л.
200 грн
+доставка
Масло для 4-х тактный двигателей Oleo-Mac 4T SAE 10-W30 (0.6 л)
Купить Купить
Масло для 4-х тактный двигателей Oleo-Mac 4T SAE 10-W30 (0.6 л)

Масло для 4-х тактный двигателей Oleo-Mac 4T SAE 10-W30, Производитель Oleo-Mac Тип двигателя 4-х тактный, Тип масла SAE 10-W30, Емкость упаковки 0,6 л
200 грн
+доставка
Масло для 4-х тактных двигателей Al-Ko SAE 30 (0,6 л)
Купить Купить
Масло для 4-х тактных двигателей Al-Ko SAE 30 (0,6 л)

(арт. 100104) Минеральное SAE 30, для 4-таткных двигателей, канистра 0,6 л
200 грн
+доставка
Масло 4T 10W-30 Master Synt Iron Angel 1 литр
Купить Купить
Масло 4T 10W-30 Master Synt Iron Angel 1 литр

Масло 4T 10W-30 Master Synt Iron Angel 1литр (12 банок в ящике)
161 грн
+доставка
Масло для смазки цепи Oleo-Mac EcoLube (1 л)
Купить Купить
Масло для смазки цепи Oleo-Mac EcoLube (1 л)

Биоразлагаемое масло “ECOLUBE” для смазки цепей.
350 грн
+доставка
Масло для смазки шин и цепей бензопил Efco POLAR LUBE 1 л
Купить Купить
Масло для смазки шин и цепей бензопил Efco POLAR LUBE 1 л

Масло для смазки шин и цепей бензопил Efco POLAR LUBE 1 л
200 грн
+доставка
Масло 2T Master Synt Iron Angel 1 литр
Купить Купить
Масло 2T Master Synt Iron Angel 1 литр

Масло 2T Master Synt Iron Angel 1литр (в ящике 12 штук)
151 грн
+доставка
Масло цепное 1000 мл Al-Ko
Купить Купить
Масло цепное 1000 мл Al-Ko

(арт. 112918) Масло цепное 1000 мл Al-Ko, Для смазки цепей пил, минеральное, всесезонное
200 грн
+доставка